Выбор ПВХ-материалов как основы для изготовления туристических плавсредств многих типов основан на их качествах: легкости, надежности и простоте обслуживания.
Для производства оболочек надувных лодок и катамаранов, а также для изготовления байдарок чаще всего используются материалы на основе ПВХ. Это могут быть либо цельные пленки, либо ткани с нанесенным ПВХ-покрытием. Выбор именно поливинилхлорида в качестве защитного или основного материала объясняется его эксплуатационными качествами, наиболее полно соответствующих требованиям любителей водного туризма. Во-первых, этот материал совершенно негигроскопичен, т.е. не намокает и не изменяет своих свойств при контакте с водой. Во-вторых, чрезвычайно легок, что облегчает транспортировку плавсредства и уменьшает его осадку при нахождении на воде. Наконец, подобные материалы имеют очень широкое распространение и доступны абсолютно повсюду.
Ткани с покрытием из ПВХ.
Данный материал является основным для изготовления туристических судов многих типов: байдарок, катамаранов, надувных лодок и т.п. Использование этих тканей позволят добиться того, что надувные байдарки и катамараны приобретают наиболее оптимальное соотношение их веса к имеющемуся уровню прочности. Помимо того, покрытые ПВХ ткани имеют весьма малый коэффициент растяжения, благодаря чему выполненные с их использованием суда обретают большую жесткость.
При выборе ткани следует обращать внимание на ее характеристики, которые могут быть следующими:
1. Основа. Здесь обычно указывается вес основы, механические характеристики, тип плетения и химический состав.
2. Общие характеристики:
— плотность, выраженная в граммах на квадратный сантиметр;
— прочность на растяжение и разрыв. Цифры этого показателя зависят от используемого стандарта. Это может быть европейский стандарт EN, немецкий промышленный DIN, французский NF или международный ISO. В некоторых случаях прочность указана парой цифр, обозначающей значения этой характеристики по долевой и поперек долевой;
— адгезия, уровень которой показывает величину усилия для отрыва ПВХ от тканевой основы;
— покрытие: одно- или двухстороннее,
— диапазон рабочих температур.
Кроме того, при выборе ткани следует заранее выяснить коэффициент растяжения, который производители указывают довольно редко. Знание этого параметра позволит добиться того, чтобы надувные катамараны и байдарки получались строго заданного размера, т.к. ткани имеет свойство вытягиваться под воздействием накачанного в оболочку воздуха. Причем степень этого растяжения может отличаться в зависимости от направления.
Если надувные байдарки и катамараны изготавливаются из ПВХ-ткани, то в этом случае материал может соединяться тремя способами: сваркой, клеем или сшиванием. Наилучшие результаты дает сварка, но к большому сожалению, доступна она только в промышленных условиях. Склеивание производится с применением специальных клеев, эффективность которых во многих случаях оказывается такова, что клеевой шов оказывается даже прочнее самого полотна ткани с ПВХ. Сшивание осуществляется с помощью промышленной швейной машины, аналогично работе с обычной тканью. Если же плотность ткани менее 650 г/м2, то для ее сшивания можно воспользоваться и обычной бытовой швейной машиной.
Пленки ПВХ.
В тех случаях, когда надувные катамараны или лодки не планируется подвергать серьезным нагрузкам из разряда сплава по горным рекам или перевозки значительного груза, то для их изготовления используются пленки ПВХ. Данные пленки представляют собой тонкий слой поливинилхлорида, выпускаемый в рулонах и пригодный для изготовления надувных плавсредств.
Главные преимущества, которыми обладает пленка ПВХ, состоят в сравнительно низкой стоимости малом удельном весе. Кроме того, сам по себе поливинилхлорид не смачивается водой, а это означает, что вынутые из воды надувные байдарки, лодки и катамараны будут иметь ту же массу, что и перед спуском на воду. Основной недостаток, присущий поливинилхлориду, это сравнительно небольшая стойкость на разрыв. Именно по этой причине пленки зачастую отодвигаются на второй план при выборе материала изготовления судна, уступая прорезиненным тканям и тканям с покрытием из ПВХ. Впрочем, для изготовления плавсредств существуют ПВХ-пленки с улучшенными прочностными характеристиками. Достигается данное улучшение путем армирования, т.е. введением во время производства пленки в ее слой полимерных армирующих нитей.
Наиболее распространенным способом соединения листов ПВХ является сваривание горячим воздухом, при котором соседние элементы выкройки фактически вплавляются друг в друга. Кроме того, надувные катамараны, лодки и байдарки могут быть изготовлены склеиванием, которое при использовании специализированных клеев также показывает неплохие результаты. С целью увеличения надежности судна, в конструкции поплавка катамарана или корпуса байдарки может быть использовано несколько слоев пленки.