Сразу оговорюсь, что физтех — в каком то роде исключение из правил и, можно сказать, отголосок советской системы образования. Все написанное ниже — применимо для большинства.
Итак, давайте, для начала, сравним «нашу» систему образования и «западную». Патриоты скажут, что у нас бесплатно и это очень хорошо, а мечтающие сорваться на ПМЖ за границу будут утверждать, что за границей все лучше, в том числе и образование. Мы же воздержимся от догматичных заявлений и попробуем поиграть некоторыми фактами и цифрами. «У нас», то есть на просторах СНГ, процент школьников, продолживших обучение на скамье в ВУЗе весьма велик и он намного больше, чем аналогичная цифра для западных выпускников.
Казалось бы — сплошные плюсы. Но давайте посмотрим в проблему глубже. Там люди идут в ВУЗ, что бы получить образование, жадно выхватывают знания на лекциях, что бы в будущем стать высокооплачиваемым специалистом с хорошим годовым окладом, домом, машиной, хорошим отдыхом и прочими атрибутами стереотипично хорошо сложившейся жизни. И образование в большинстве своем платное, что лишь добавляет мотивации учиться.
У нас же ситуацию в полной мере отражает шутка «удиви всех — пойди работать по специальности». Много, очень много людей идут в ВУЗ потому, что «все туда идут», просто просидеть время, откосить от армии, просто потому, что заставили родители или хочется познать «прелести студенческой жизни». Встречаются и такие, что идут на вышку дабы развить мозг и применять его в другой сфере. Тех, кто пошел на данный курс, что бы потом работать по специальности — меньшинство.
Итак, как учится студент, которому эта учеба нужна лишь для галочки и который с первого курса уверен, что этот диплом никому не нужен? Правильно, учится он паршиво. И хорошо, если он хотя бы учится паршиво, но своими силами. Итак, мы плавно переходим к двум бичам современного образования. Первый бич — взятки. Как человек, ни разу ни копейки не отдав ни за один зачет или экзамен, я глубоко презираю взятки в высших учебных заведениях и считаю, что покупка сессии студентом — катастрофа системы образования.
Второй бич — покупка курсовых, дипломных и других видов интеллектуальной работы, например на известном сайте ВЗФЭИ. Студент вместо того, что бы взять и написать свою курсовую, лучше отстоит несколько смен в «Макдаке» или разгрузит пару вагонов и на вырученные деньги просто закажет выполнение работы у сторонних исполнителей. Человек, который пошел в вуз учится делать деньги с помощью своего мозга, просто взял и переложил работу с мозга на руки или ноги. Смешно? И да и нет. Зачем поступал в вуз тогда? Ах да, забыл, ведь это престижно, а в армии плохо, а еще родители заставили и первокурсницы симпатичные.
Вот и имеем то, что имеем.